Урок по теме: »Кубань – многонациональный край.» Разработала: Рыкалова А.А. - Кубановедение - Уроки - Каталог статей - Сайт визитка учителя начальных классов Анны Рыкаловой
Суббота, 03.12.2016, 03:20
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт-визитка учителя начальных классов 
Рыкаловой Анны Алексеевны

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки » Кубановедение

Урок по теме: »Кубань – многонациональный край.» Разработала: Рыкалова А.А.
Тема: »Кубань – многонациональный край.»
Цели урока: -познакомить учащихся с национальным составом Краснодарского края;
- формировать и развивать умения работать в микрогруппах, расширять кругозор, способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;
- воспитывать любовь к своему краю, станицы, людям разных национальностей, чувства гражданственности, патриотизма, уважения друг к другу, к обычаям и культуре разных народов, населяющих Кубань, уважение к людям старшего поколения.
Оборудование: презентация, карточки (целые слова сразу крепить на доску карточки со словами, по слогам у детей на парте), раскраски, цветы из бумаги.
Ход урока
1.Организационный момент.
Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые гости! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Сегодня я проведу у вас урок кубановедения. А зовут меня Анна Алексеевна.
2.Сообщение темы и целей урока.
Послушайте песню и попробуйте определить тему урока.
(Песня о дружбе)
- О чем мы будем говорить на уроке? (О дружбе)

Чтение учителем стихотворения.
Как хорошо, что дружба есть на свете,
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце, светит нам она.
Всюду, всюду вместе с нами дружба!
Наш край, наша песня – дружба!
Дружба, наций на кубанской земле!
- Что еще можете, сказать, прослушав последнюю строку?
- Что такое нация_? ( На́ция (от лат. — племя, народ) — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе: общего языка, территории, проявляющегося в общей культуре.)
(Сегодня мы должны познакомиться с национальным составом родного края.)
3. Изучение нового материала.
1. Повторение.
Все мы с вами живем в огромной стране, которая называется....Как? (Россия)
Ребята, представьте, что вас пригласили в столицу России - город Москву. Вы познакомились с разными людьми, что бы вы могли рассказать им о своем крае????
2. Чтение сказки учителем.
Сотворяя Землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благодатный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарек Кубанью. Населил он сей край народами разноязычными, и благословил их, говоря:
«Живите и украшайте Землю сию, но помните и исполняйте заповедь мою: любите ближнего. Как самого себя, и того радость и счастье не покинет вас. Ваша сила в любви и дружбе, и уважении друг к другу. Культура одного народа – это капля. Капля к капле будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает ее вновь цветущей и благодатной»
С детства видеть нам привычно,
Как без ссор и обид
Уживаются отлично
Люди, разные на вид.
Сложилось так, что современная Кубань стала домом для людей многих национальностей.
- А какие национальности проживают на территории Кубани вы узнаете, когда соберете слова из слогов.
3. Работа по карточкам.( разложить каждому на парты)
1. Русские 5. Украинцы 9. Белорусы
2.Адыги 6. Турки 10. Цыгани
3.Армяни 7.Чеченцы 11. Поляки
4. Греки 8. Грузины 12. Евреи
13. Осетины 15. Татары
14. Дагестанцы 16. Молдавани 17.Абхазцы

Кто соберет слово, поднимает руку, скрепивши с соседом в замок
- Назовите по порядку собранные слова?(Сразу крепить на доску карточки со словами.
- Давайте сосчитаем сколько национальностей мы назвали?
4. Рассказ учителя.
Сегодня на Кубани живут люди более 100 национальностей. Большинство из них – русские. Много украинцев, адыгов, армян, греков, белорусов, поляков. Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли. Все национальности проживают на Кубани дружно, помогая, и понимая друг друга.
5. Физкультминутка.
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись – ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все «Ура!»
А теперь танцевать пора!
(Сейчас будут звучать отрывки музыки разных народов, а вы постарайтесь подвигаться под музыку)
Звучат отрывки музыки разных народов.
6. Изучение отдельных наций.
- Кто сможет назвать музыка каких народ прозвучала?
Живя рядом, разные народы Кубани перенимают друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда, язык.
- Рассмотрим это на примере отдельной нации.
Адыгейцы:
Родным языком адыгейцев является адыгейский. Одежда адыгейцев соответствует общему северокавказскому типу. Мужчины носили нательную рубаху, бешмет, черкеску, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочную бурку, папаху, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы, чувяки. Неотъемлемой частью снаряжения были ружье, шашка, кинжал, сошки, приборы по уходу за оружием. Женщины носили шаровары, нижнюю рубаху, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокую шапочку, обшитую серебряным или золотым галуном, платок. Повседневно женщина ходила в одном и том же платье и паре белья. Праздничный женский наряд был довольно сложен.
Внутреннее убранство жилища адыгейцев было простым, оно отличалось чистотой, опрятностью и строгим порядком расположения вещей и предметов. Такой строгий порядок обеспечивался в связи с большим семейством (8-15 человек). Поэтому особое внимание уделялось воспитанию девушек, умению поддержать порядок. Девушка в доме в любое время суток, даже ночью была готова найти любую вещь. Она ничего не должна была искать. Каждый предмет имел свое определенное место.
Повседневная пища отличалась от праздничной. Для праздников и гостей пища была более изысканной, разнообразной.
В пище адыгейцы предпочитали зерновые, мясные, молочные продукты, овощи. Вместо хлеба адыгейцы ели так называемую пасту, круто сваренную просяную кашу, которую можно было нарезать ломтями. По обычаям адыгов мальчика нарекают именем дедушки или доблестного джигита, девочку – именем бабушки или красивой и счастливой женщины.Тот, кто нарек девочку именем. Должен подарить ей платье.
Русские: Родной язык русский.
Хлеб ели в будни и в праздники при каждой трапезе и почти с каждым блюдом. К нему и в городе и в селе сложилось уважительное и даже почтительное отношение, как олицетворению человеческого труда.
Русский народ обычно дают своим детям имена в честь какого – либо святого.
Костюм русского народа. (Слайд )
- А как одеты казаки?
_ А казачки? (Одежда удобная, яркая, красочная, нарядная, украшенная вышивкой. Девушки зимними долгими вечерами украшали вышивкой одежду.)
Цыгани:
Самое страшное наказание для цыгана — лишение права принадлежать к цыганскому обществу Кухня цыган довольно проста. национальное блюдо цыган — ёж (жареный или тушёный). Это блюдо, связанное с длительной вынужденной жизнью в лесах во времена Из украшений, у цыган популярны сделанные из золота перстни, у цыганок также браслеты и серьги, чаще всего без камней или с небольшими камнями. Женские серьги обычно с большим количеством свисающих деталей. Есть несколько цыганских национальных костюмов. Их общая особенность — непременно закрытая область бёдер и колен нений на цыган в Европе..
7. Чтение стихотворения о маме учителем.
Кто нас крепко любит?

Кто нас утром будит?

Книжки нам читает

Песни напевает

Кто нас обнимает?

Хвалит и ласкает?
Мама
- На каком языке вы произнесли слово мама?
- Слово мама у каждого народа звучит по разному послушайте:
Армяне - мом
Поляки- маме
Греки – мама
Украинский – мамо
Адегейцы – мам
Дагестанцы Омэн.
Вывод: мы все разные люди , разных национальностей, с разными обычаями и культурой, но у всех одинаковые ценности- уважать старшее поколение, любить свою родину.
(Звучит музыка ВОВ + слайд)
- Какой праздник отмечает 9 Мая вся страна?
В суровые годы Великой Отечественной войны весь народ встал на защиту своей Родины.
Народы, как одна семья.
Хотя язык их разный,
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Нации земли Кубанской
Люди, победившие войну.
- Когда приходит беда, люди разных национальностей вспоминают, что все они с ветки одного дерева. У которого общие корни, и что только дружба и любовь к родине творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.
4. Закрепление.
- Давайте, ребята вспомним, какие национальные костюмы имеют народы нашего края?
У вас на столах лежат листочки, на которых изображены костюмы, их надо раскрасить по образцу.
1 ряд –русский
2 ряд – адегейский
3 ряд - цыганский

Поднимите листочки, где изображен костюм
- русской национальности
- адегейской национальности
- цыганской национальности
5. Итог
- Люди каких национальностей проживают на территории Кубани?
(дети, назвавшие национальность, выходят к доске, я даю вручаю цветок, остаются возле меня, беремся за руки.)
Звучит Песня
Стихотворение
В мире, согласье и дружбе живет
Трудолюбивый кубанский народ.
Народ – хлебопашец, народ – садовод
Всю Кубань в дружный хоровод соберет.
Категория: Кубановедение | Добавил: anna_pisarchuck (03.03.2013)
Просмотров: 6987 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz